Состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за II полугодие 2022 года
27 октября 2022 года в Управлении Федеральной Антимонопольной службы по Московской области состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за II полугодие 2022 года. Публичные обсуждения прошли в формате прямой трансляции на официальном YouTube-канале ФАС России.
С приветствием и вступительным словом к участникам публичных обсуждений обратился врио руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.
По вопросам практики применения Московским областным УФАС России законодательства в сфере закупок выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Шимке Матаев.
В ходе своего доклада он обозначил статистические данные о проведенных контрольных мероприятиях за истекший период 2022 года, сообщил о ключевых изменениях в федеральном законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
Далее с докладом «Анализ правоприменительной практики ЦА ФАС России» выступил начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Дмитрий Бомбырь.
В своем выступлении Дмитрий Бомбырь рассказал о типовых ошибках заказчиков, нарушениях, выявленных на стадии процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком, также начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России приведены данные анализа практики рассмотрения обращений о включении в РНП.
Далее с докладом о деятельности в сфере контроля органов власти выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Кирилл Иванюженко.
До участников мероприятия были доведены новые практики нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти.
Спикер рассказал о недопустимости включения в участники общества со 100 % участием органа власти иных лиц, в том числе хозяйствующих субъектов, с целью увеличения уставного капитала. Такие действия квалифицируются как нарушение антимонопольного законодательства для обхода процедуры приватизации.
Также Кирилл Иванюженко обратил внимание на практику рассмотрения жалоб, поданных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, на торги по реализации прав на объект культурного наследия и земельный участок на территории закрытого административно-территориального образования. Информирование о соответствующих практиках всех заинтересованных лиц должно привести к большему контролю таких действий и, как следствие, к сокращению антимонопольных нарушений со стороны органов власти.
Кроме того, была приведена статистика дел и предупреждений по антимонопольному законодательству и по привлечению к административной ответственности в 2022 году.
С докладом «Актуальные вопросы применения законодательства о рекламе» выступила начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Виктория Ларина.
В своем выступлении Виктория Ларина выделила часто встречающиеся нарушения, привела статистические данные рассмотрения обращений и рассказала о практике рассмотрения дел о нарушении Закона о рекламе.
Далее тему государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и недобросовестной конкуренции продолжил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Кирилл Иванюженко.
По вопросам недобросовестной конкуренции Кирилл Иванюженко привел статистику поступающих обращений в адрес Управления, примеры типовых нарушений, рассказал об ответственности за нарушения законодательства в сфере недобросовестной конкуренции.
Также Кирилл Иванюженко озвучил наиболее распространенные нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также статистику привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации о рекламе.
В завершение своего выступления Кирилл Иванюженко представил доклад о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.
В рамках выступления заместитель руководителя особое внимание уделил вопросу мониторинга изменения цен на социально значимых товарных рынках. Управлением на постоянной основе ведется работа по мониторингу и выявлению фактов повышения цен на товары, необходимые для мобилизованных.
Управлением в 2022 году проведен ряд совещаний по вопросу ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
По результатам совещаний торговые сети («Пятерочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Чижик», «ВкусВилл», «Магнолия», «Тон», «Твой Дом» и «КуулКлевер») присоединились к инициативе добровольного ограничения торговых наценок.
Также заместитель руководителя Управления Кирилл Иванюженко сообщил об основных нарушениях, допускаемых органами местного самоуправления при проведении аукционов по ярмаркам: «Основные нарушения, которые допускаются при проведении торгов: отсутствие существенных условий договора проведения ярмарок, не устанавливается внешний вид ярмарок, суммы штрафов и порядок контроля ярмарок».
По вопросам судебной практики Московского областного УФАС России выступил врио заместителя руководителя Московского областного УФАС России Ваха Мусаев и привел статистику принимаемых судами решений: «В пользу Управления было вынесено 330 судебных решений. 28 решений было отрицательными. Большинство исковых заявлений подаются на решения в сфере закупок, часто обжалуются решения по антимонопольным делам, в меньшей степени обжалуются решения, вынесенные по Закону о рекламе».
В завершение мероприятия по вопросам антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики выступил начальник отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России Александр Кандалов.
В своем выступлении Александр Кандалов рассказал об основных достижениях в сфере электроэнергетики на территории Московской области: «Совместно с Министерством энергетики Московской области на геопортале Подмосковья разработана и внедрена интерактивная карта территориальных сетевых организаций, благодаря которой у потребителей появилась возможность без обращения в орган местного самоуправления выбрать электросетевую организацию для подачи заявки на технологическое присоединение, чьи объекты электросетевого хозяйства находятся в непосредственной близости от энергопринимающих устройств потребителя».