Правомерно ли (с точки зрения антимонопольного законодательства) устанавливать разные отпускные цены на топливо (дизель/бензин) для разных заказчиков?

Например, для юридических лиц стоимость 1 литра топлива одна (более высокая), а для физических лиц стоимость 1 литра топлива другая (соответствует стоимости «…» при въезде на АЗС).

18 октября 2019, 12:21

В соответствии с действующим законодательством цены
на автомобильные бензины и дизельное топливо не подлежат государственному регулированию и формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

В рамках антимонопольного регулирования Московским областным УФАС России осуществляется контроль за ценообразованием
на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение,
а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия,
на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона
от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Кроме того, следует учитывать, что торговая деятельность, связанная
с приобретением и продажей товаров может осуществляться, как на оптовом рынке (оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный
с приобретением и продажей товаров для использования их
в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или
в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием), так и на розничном рынке (розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Следовательно, особенности формирования цен на розничном и оптовом рынках с учетом спроса и предложения, могут существенно различаться.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о допустимости установления различных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо для физических и юридических лиц, необходимо учитывать, что указанные категории покупателей действуют на разных товарных рынках.

Одновременно с этим необходимо отметить, что для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые
и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения.

При этом решение о признании действий (бездействия) хозяйствующих субъектов допустимыми принимается антимонопольным органом в каждом конкретном случае на основании анализа и оценки всех имеющихся обстоятельств дела с учетом возможного наступления последствий в виде ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке при осуществлении действий (бездействия), реализации соглашений, согласованных действий, сделок, совершении иных действий хозяйствующими субъектами.

Таким образом, хозяйствующим субъектам при установлении цен
на продукцию необходимо соблюдать требования статей 10 и 11 Закона
о защите конкуренции.

Наверх