Состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за 4 квартал 2020 года

15 декабря 2020, 10:02

10 декабря 2020 года в Управлении Федеральной Антимонопольной службы по Московской области, состоялись ежеквартальные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за 4 квартал 2020 года при участии Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ. Публичные обсуждения прошли в формате прямой трансляции на официальном YouTube-канале ФАС России.

С приветствием и вступительным словом к участникам публичных обсуждений обратился врио руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.

 

По вопросам судебной практики выступил начальник правового отдела Московского областного УФАС России Ваха Мусаев и привел статистику принимаемых судами решений:

«В пользу Управления было вынесено 134 судебных решения и 8 решений вынесено не в пользу Управления. Большинство заявлений занимают закупки, весомая часть приходится на антимонопольные дела, остальные – на рекламу. Специфика этого квартала – двукратное возрастание количества дел, но на это есть объективная причина – в период карантина рассмотрение дел в судах откладывалось. Сейчас ситуация стабилизируется».

 

Об основных этапах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям рассказала начальник отдела антимонопольного контроля Марина Ястребкова. Также в своем выступлении спикер указала на основные сложности, возникающие при их прохождении и привела примеры из практики Управления.

Особое внимание Марина Ястребкова обратила на важные изменения, которые внесены в Правила технологического присоединения к электрическим сетям 01 июля 2020 года.

Так, основные нововведения затронули порядок взаимоотношений потребителей электроэнергии и сетевых компаний.

Значительно упрощена процедура технологического присоединения к электросетям для заявителей-физических лиц с заявленной максимальной мощностью до 15 кВт включительно, а также для юридических лиц и предпринимателей – до 150 кВт включительно.

Теперь указанные категории потребителей электроэнергии подают заявки на подключение к электросетям в электронной форме.

С 01 июля 2020 года сетевая компания в ответ на заявку обозначенной категории потребителей размещает в личном кабинете на сайте сетевой компании технические условия, счет на оплату, условия типового договора и инструкцию о порядке подключения.

Фактом подписания договора теперь является факт оплаты счета, что позволяет сетевой компании значительно сократить сроки оформления договорных отношений с заявителем.

В ходе своего выступления Марина Ястребкова обратила внимание на административную ответственность сетевых организаций при нарушении Правил технологического присоединения, а также огласила статистические данные, отражающие объем работы, проделанный Московским областным УФАС России, по пресечению нарушений сетевыми компаниями Правил технологического присоединения.

 

Далее с докладом о деятельности в сфере контроля органов власти выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Кирилл Иванюженко.

На последних в этом году публичных обсуждениях были подведены итоги деятельности и приведены примеры эффективной работы в это непростое время. «Использование систем видеоконференцсвязи и цифровизация отдельных процессов позволили не снижать темп работы и оперативно реагировать на поступающие заявления о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов власти».

 

По вопросам правоприменительной практики Московского областного УФАС России законодательства в сфере закупок выступил начальник отдела обжалования закупок Московского областного УФАС России Шимке Матаев.

В ходе своего доклада он обозначил основные изменения в законодательстве о контрактной системе, привел примеры часто встречающихся нарушений при проведении закупок, а также отметил, что зафиксирована тенденция увеличения числа поступающих в Управление сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотренных в 2020 году относительно аналогичного периода 2019 года.

Кроме того, Шимке Матаев указал на необходимость соблюдения заказчиками обязанности по своевременному направлению в антимонопольный орган сведений по РНП.

 

Затем о правоприменительной практике ФАС России  в сфере госзакупок рассказал заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Егор Кокарев.

«При участии в закупках мы рекомендуем использовать систему «Независимый регистратор». Ее можно скачать бесплатно на портале ЕИС, пройдя по ссылке с сайта ФАС России в разделе «Контроль госзакупок», -рассказал Егор Кокарев.⠀

Данные «Независимого регистратора» - это неоспоримое доказательство технического сбоя на электронной площадке при рассмотрении жалобы в ФАС на действия оператора электронной площадки.

 

На публичные обсуждения были приглашены и выступили с докладами эксперты Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.

Михаил Шихмурадов главный эксперт института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ выступил с докладом о недобросовестной рекламе, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара.

 «Как в Законе о рекламе, так и в Законе о защите конкуренции предусмотрены правовые запреты на некорректное сравнение: в одном случае не допускается недобросовестная реклама, содержащая некорректное сравнение, в другом — недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения. Подобное сочетание норм приводит к появлению параллелей как при квалификации действий хозяйствующих субъектов, так и при принятии решений о применении мер ответственности за совершённые правонарушения» отметил Михаил Шихмурадов.

Юлия Папикян главный эксперт института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ: «Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Так, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Одновременно это может приводить к неправильному выбору потребителя товара с набором потребительских свойств, не соответствующим его требованиям.

Вместе с тем доказательная база наличия или отсутствия фактов введения потребителей в заблуждение на практике, как правило, строится на основании заявлений потребителей, оценки судьями и специалистами антимонопольных органов всех обстоятельств дела в совокупности, а также результатов опросов потребителей (при их проведении)».

 

В заключении мероприятия выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Дмитрий Стрельников с докладами о государственном надзоре за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции и о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.

По вопросам недобросовестной конкуренции Дмитрий Стрельников рассказал о ее формах, типовых нарушениях антимонопольного законодательства по признакам НДК, привел статистику рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, количестве выданных и исполненных  предупреждений.

Также по вопросу контроля за рекламной деятельностью Дмитрий Стрельников привел примеры и статистику типовых нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Спикер напомнил о правилах установки рекламных конструкций, предостерег от использования рекламных конструкций не по назначению, и о том, что при таком использовании разрешение на размещение рекламной конструкции может быть аннулировано по иску антимонопольного органа в суд.

Дмитрий Стрельников обратил внимание на типовые ошибки при проведении торгов на право установки и эксплуатацию рекламных конструкций.

Также напомнил об ответственности для органов местного самоуправления при допущении бездействия в части не проведения торгов на рынке услуг по распространению рекламы по местам, включенным в схемы размещения рекламных конструкций.

Спикер обратил внимание на необходимость обязательного исполнения предупреждений, выносимых антимонопольным органом. В случае неисполнения предупреждений, должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, вплоть до дисквалификации.

«Подходя к концу года, отделом контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией выдано более трех десятков предупреждений. Более 80% процентов из них исполнено. Остальные находятся в стадии исполнения.

Отделом выдано более 60 Постановлений на сумму более чем 4 млн рублей.

Средства в бюджет активно взыскиваются, в том числе при участии Федеральной службы судебных приставов».

 

Затем Дмитрий Стрельников выступил с докладом о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.

В своем выступлении Дмитрий Стрельников особое внимание уделил
работе Управления по контролю за ценами на социально значимые продукты питания. Управлением на регулярной основе осуществляется мониторинг изменения цен на социально значимые продукты питания.

Особое внимание Дмитрий Стрельников также уделил вопросу непредставления и/или несвоевременного предоставления хозяйствующими субъектами запрашиваемых документов и сведений в рамках проводимых анализов рынка, мониторингов и иных возложенных на антимонопольный орган функций. В этой связи, Управлением в отношении указанных хозяйствующих субъектов возбуждаются дела об административных правонарушениях. Ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации по запросам Управления предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП.

Также Дмитрий Стрельников сообщил о проведении ежегодного анализа долей торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами, осуществляемого в разрезе муниципальных образований Московской области.

В 4 квартале 2020 года Управлением подано 3 иска о признании договоров коммерческой концессии и аренды нежилых помещений недействительными (ничтожными) в связи с наличием в действиях торговой сети нарушения статьи 14 Закона о торговле. Также готовится ряд исковых заявлений о признании договоров аренды недействительными (закрытие торговых объектов). Арбитражный суд Московской области дважды поддержал требования Управления о признании недействительными договоров аренды нежилых помещений, в которых расположены: магазин торговой сети «Пятерочка» и гипермаркет «Карусель».

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх