Доклад о правоприменительной практике Московского областного УФАС России за II полугодие 2022 года
06 октября 2022, 15:24
Тип документа:
Доклады

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Московского областного УФАС России
от 06.10.2022 № 174

 

 

 

 

 

Доклад о правоприменительной практике
Московского областного УФАС России
за
 II
 полугодие 2022 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московская область

2022

Контроль в сфере закупок на территории Московской области

 

За отчетный период 2022 года Управлением рассмотрено более 964 обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых более 540 организаций включены в реестр недобросовестных поставщиков.

 

В 2022 году Управлением рассмотрено более 2100 жалоб, выдано более 1100 предписаний.

 

К типовым нарушениям можно отнести следующие ошибки.

Неверный выбор кода позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ).

Такая ошибка влечет за собой неправильное наименование объекта закупки и часто указание излишних характеристик.

 

Комиссией Управления фиксируются нарушения в части проведения закупки без учета КТРУ.

Управлением фиксируются нарушения в действиях заказчиков в части установления ненадлежащим образом дополнительных требований к участнику, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Также выявляются нарушения в части установления неправомерных требований к характеристикам поставляемых товаров.

Заказчики в закупочной документации устанавливают требования к техническим характеристикам товаров. При этом данные товары отсутствуют в сметных расчетах и в объемах работ и услуг, установленных в документациях о закупках.

Следовательно, установление требований к товарам, отсутствующим в указанных документах, неправомерно и не соответствует положениям статьи 42 Закона о контрактной системе.

Управлением фиксируются нарушения в действиях заказчиков при проведении конкурсов в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.

Заказчики устанавливают критерий оценки заявок «Аналогичность услуг для настоящего конкурса: текущий ремонт государственных учреждений и нежилых зданий для нужд государственных и муниципальных заказчиков».

При этом пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливается условие о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Управление выявляет нарушения в части установления ненадлежащих требований к гарантии качества поставляемого товара, оказываемой услуги, выполняемой работы, а также к обеспечению гарантийных обязательств.

Заказчиком в проекте контракта установлено, что подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с технической документацией и условиями контракта, а также установлен гарантийный срок на выполненные работы. При этом в извещении указано: «Требуется гарантия качества товара, работы, услуги – нет».

Устанавливаются нарушения при разночтении в сроках исполнения контракта, выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров.

Заказчики устанавливают различные сроки исполнения обязательств в извещении, проекте контракта и техническом задании.

Заказчиком в Приложении № 2 к контракту установлено: «Срок начала исполнения обязательства: 0 раб. дн. от даты заключения контракта; Срок окончания исполнения обязательства: 29.08.2022 (МСК)». При этом в Извещении о проведении конкурса установлено: «Дата начала исполнения контракта 08.08.2022 Дата окончания исполнения контракта 31.12.2022».

Управление продолжит профилактические меры в части недопущения нарушений Закона о контрактной системе.

Для устранения препятствий, расширения круга участников Управлением ведется работа по унификации формы документов, применяемых заказчиками на территории Московской области при проведении закупок на выполнение работ по благоустройству, на оказание услуг по техническому обслуживанию и на поставку продуктов питания.

За текущий период 2022 года Управлением возбуждено 365 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения выдано более 310 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму более 4,4 млн рублей.

 

Антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики

 

Одним из ключевых показателей здорового инвестиционного климата любого региона нашей страны является доступность энергетической инфраструктуры.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности Московского областного УФАС России является контроль в сфере электроэнергетики.

Антимонопольный контроль охватывает следующие сферы электроэнергетики:

  • производство электрической энергии;

  • передача электрической энергии;

  • технологическое присоединение к электрическим сетям;

  • поставка электрической энергии потребителям.

Количественный анализ жалоб, поступающих в Московское областное УФАС России, показывает, что лидирующее количество нарушений фиксируется на рынке технологического присоединения к электрическим сетям.

Порядок технологического присоединения регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Наиболее распространенными нарушениями электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения, с которыми сталкивается Управление в своей повседневной работе, являются:

  • нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению;

  • необоснованный отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

  • нарушение порядка переоформления (восстановления) документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям.

Основной негативный эффект нарушения электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения заключается в несвоевременном получении потребителями электроэнергии, что приводит к таким последствиям, как:

  • необоснованный экономический ущерб, вызванный простоем оборудования, либо использованием альтернативных источников питания;

  • невыполнение заключенных договоров и государственных контрактов приводит к дополнительным экономическим потерям, снижению деловой репутации и риску внесения в реестр недобросовестных поставщиков;

  • отсутствие возможности застройщиков ввести в эксплуатацию
    и передать жителям для проживания многоквартирные дома, что приводит
    к срыву программы застройки и развития Московской области.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;

  • на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП, за повторное совершение данного административного правонарушения предусмотрен штраф:

  • на должностных лиц в размере от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;

  • на юридических лиц – от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей.

Статистические данные о проделанной Московским областным
УФАС России работе по контролю за соблюдением Правил технологического присоединения за прошедший период 2022 года:

  • поступило 1683 обращения юридических лиц и граждан о нарушении электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения;

  • возбуждено и рассмотрено 178 дел об административных правонарушениях;

  • вынесено 92 постановления о наложении штрафов на общую сумму более 20 млн рублей (оплачено постановлений на общую сумму 19 млн рублей);

  • выдано 17 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые все исполнены в установленный срок.

Контроль органов власти

 

За отчетный период 2022 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступило 263 жалобы. Из них 30,4% – на торги по продаже имущества должника, 31,5% – на торги по реализации арестованного имущества, 9,1% – на торги на право заключения договора аренды земельного участка, 14% – на конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, 4,4% – на торги по продаже государственного и муниципального имущества, 5,3% – на торги на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, 5,3% – на иные торги.

 

За истекший период выдано 19 предупреждений, 15 исполнено, в стадии исполнения находится 2 предупреждения. На рассмотрении находится 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них: по статье 17 Закона о защите конкуренции – 2 дела; по статье 15 Закона о защите конкуренции – 5 дел; по статье 16 Закона о защите конкуренции – 2 дела.

 

Возбуждено 126 дел об административных правонарушениях. Вынесено 106 постановлений о назначении административного наказания. Наложено штрафов на сумму более 3,5 млн рублей. Оплачено штрафов на общую сумму 2,462 млн рублей.

 

В целом большинство нарушений антимонопольного законодательства, как по делам о нарушении антимонопольного законодательства, так и по жалобам, поданным в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, связаны с рынком управления многоквартирными домами и выражаются
в следующем.

 

Нарушения при проведении конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Проблемы, как правило, возникают на этапе рассмотрения заявок и их неправомерного отклонения. В практике также встречаются случаи нарушения единообразия подходов к рассмотрению заявок.

Все подобные нарушения фиксируются, выдаются предписания об их устранении.

 

Непроведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода его в эксплуатацию.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления при вводе многоквартирного дома
в эксплуатацию провести соответствующие конкурсы. Однако на практике отдельные муниципальные образования торги не проводят, что приводит
к тому, что дома управляются назначенными застройщиком хозяйствующими субъектами.

Причинами задержек в проведении конкурсов указывается отсутствие технической документации на многоквартирный дом, что, по мнению органа местного самоуправления, лишает его возможности сформировать конкурсную документацию.

Вместе с тем все обязательные к указанию в конкурсной документации данные могут быть получены органом местного самоуправления как
от органов строительного контроля, так и путем самостоятельного ознакомления с многоквартирным домом (например, количество окон, лестничных пролетов и т.п.).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) установлен порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Таким образом, назначение временной управляющей организации возможно в строго определенных законом случаях.

Нарушение установленного Правилами порядка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства и в отношении всех установленных случаев выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействия), в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Нарушения при распоряжении земельными участками для коммерческого строительства.

Общий порядок распоряжения земельными участками для строительства определен Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе указанным кодексом определены случаи, при которых возможно продление срока аренды земельного участка по ранее заключенному договору.

При этом иногда встречаются вольные трактовки указанных норм органами местного самоуправления при принятии решения о продлении срока аренды земельного участка.

Указанные проблемы могут быть решены повышением правовой грамотности и изучением практики антимонопольных органов по соответствующему вопросу.

 

Контроль за рекламной деятельностью

 

В отчетном периоде 2022 года надзор в сфере рекламной деятельности осуществлялся путем рассмотрения обращений юридических, физических лиц, мониторинга рекламы в средствах массовой информации, мониторинга наружной рекламы.

Значительная работа была проведена по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, а также рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В 2022 году в Московское областное УФАС России на рассмотрение поступило более 300 обращений, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из анализа поступающих обращений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, наибольшее количество нарушений приходится на статью 18 Закона о рекламе при распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.

По результатам рассмотрения обращений в текущем периоде возбуждено 160 дел (33 дела, рассматриваемых в рамках Закона о рекламе, и 127 дел, рассматриваемых в рамках КоАП).  

В отчетном периоде 2022 года Управлением вынесено 32 решения о наличии нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе по делам, возбужденным в текущем и в предыдущем периоде.

Вынесено более 70 постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе на общую сумму штрафов более 9,2 млн рублей. Сумма штрафов, уплаченных в бюджет за указанный период, составляет более 7,1 млн рублей. Оставшиеся постановления обжалуются или находятся в стадии исполнения.

За отчетный период Управлением выдано 22 предупреждения по признакам нарушения антимонопольного законодательства при установке и эксплуатации рекламных конструкций о необходимости принять меры, направленные на демонтаж 463 рекламных конструкций. В рамках исполнения указанных предупреждений за отчетный период демонтировано либо приведено в соответствие 232 рекламные конструкции. Остальные предупреждения находятся в стадии исполнения.

В целях выявления и пресечения рекламы финансовых услуг, вводящей потребителей в заблуждение относительно условий приобретения товара (природы сделки), Управлением на постоянной основе проводится мониторинг указанной рекламы.

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы Управление проводит мониторинг на предмет выявления рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Контроль в области недобросовестной конкуренции

В рамках выявления и пресечения фактов недобросовестной конкуренции за истекший период 2022 года Московское областное УФАС России рассмотрело  более 130 заявлений о нарушении статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции.

Как следует из анализа поступающих обращений в отчетном периоде 2022 года, наибольшее количество нарушений приходится на статьи 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции, предусматривающие запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение и недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

По результатам рассмотрения поступивших обращений за указанный период 2022 года было выдано 9 предупреждений о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, и возбуждено 6 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде 2022 года Управлением вынесено 10 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства по делам, возбужденным в текущем и в предыдущем периоде.

Общее количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства – 40 на общую сумму более 2,7 млн рублей. Сумма штрафов, уплаченных в бюджет за указанный период, составляет более 1,2 млн рублей.

 

Контроль за торговой деятельностью

 

За отчетный период 2022 года в рамках контроля за соблюдением антимонопольных правил и требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил исковые требования Управления о признании недействительной сделки по приобретению торговой сетью «Пятерочка» дополнительных торговых площадей

Управлением усилен контроль за ценовой ситуацией на оптовых и розничных рынках реализации социально значимых продовольственных товаров, плодоовощной продукции, в том числе в части возможного необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на указанных рынках, либо наличия иных запрещенных антимонопольным законодательством действий.

В целях контроля за ценами на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров Управлением продолжается еженедельный мониторинг цен на продовольственные товары в магазинах розничной торговли Московской области. На еженедельной основе Управлением осуществляется мониторинг оптово-отпускных цен и остатков продовольственных товаров у поставщиков торговых сетей.

В соответствии с поручением ФАС России усилен контроль цен на нефтепродукты. Управлением ежедневно осуществляется мониторинг розничных цен на нефтепродукты, а именно автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо. Совместно с Министерством энергетики Московской области и Управлением Федеральной налоговой службы России по Московской области на еженедельной основе проводятся заседания временного оперативного штаба по мониторингу и принятию мер на рынке нефтепродуктов. В рамках заседаний обсуждаются вопросы ценообразования и топливообеспечения на территории Московской области.

 

Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Московского областного УФАС России за отчетный период 2022 года

За отчетный период 2022 года в пользу Управления было вынесено
330 судебных решений. Отрицательных решений – 28 (8,4%).

Большинство заявлений в суд связано с обжалованием решений, принятых в рамках Закона о закупках. Вторым по объему выступает обжалование постановлений, вынесенных в рамках КоАП.

 

Закупки

(№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ)

Антимонопольные дела (№ 135-ФЗ)

Дела о рекламе (№-38)

Постановления о привлечении к административной ответственности

135-ФЗ

38-ФЗ

223-ФЗ

Всего

232

58

9

71

53

7

Отменено

23

2

0

1

2

0

 

В отчетном периоде 2022 года отсутствуют решения судов, которые влияют на текущую практику контрольно-надзорной деятельности Московского областного УФАС России.

Судебные решения, которыми отменялись решения Московского областного УФАС России, выносились в связи с различием в оценке рассмотренных обстоятельств.

Приложенные файлы
Доклад_Московского_областного_УФАС_России_за_II_полугодие_2022_года-1665060131.pdf (512,6 КБ)
Наверх