Доклад о правоприменительной практике Московского областного УФАС России за 3 квартал 2019 года
28 августа 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Московского областного УФАС России
от 22.08.2019 № 127

 

 

 

 

 

Доклад о правоприменительной практике
Московского областного УФАС России
за 3 квартал 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2019

 

Контроль в сфере закупок на территории Московской области

С января 2019 по настоящее время в Управлении рассмотрено более 704 обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых 484 организаций включены в РНП.

С января 2019 по настоящее время в Управлении рассмотрено 4 311 жалоб, выдано 1 306 предписаний.

За аналогичный период 2018 года рассмотрено 4 365 жалоб, выдано 1 405 предписаний.

При осуществлении закупок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности у комиссии заказчика отсутствует обязанность проверять правильность расчета страховщиками страховых премий, рассчитанных с применением тарифного метода, по договорам ОСАГО, заключаемым в рамках Закона о контрактной системе, если иного не установлено в документации закупки.

О ставке НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2019 в рамках госконтрактов, заключенных до 01.01.2019, и изменении цены контракта с учетом повышения НДС.

Ставка НДС может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта (письмо МинФина России от 26 декабря 2018 г. № 03-07-11/95013).

В случае если заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования о соответствии товара конкретному ГОСТу, то участник закупки указывает конкретные показатели соответствующие значениям, установленным в ГОСТе. При этом, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара. Таким образом, у комиссии заказчика отсутствуют основания для отклонения заявки в случае неуказания товарного знака.

Неверно выбран код позиции КТРУ

Такая ошибка влечет за собой неправильное наименование объекта закупки и часто указание излишних характеристик.

Комиссией Управления фиксируются нарушения в части проведения закупки без учета КТРУ и нарушение норм Закона о контрактной системе.

Обеспечение заявки

Если НМЦК в конкурсе или аукционе составляет менее 1 млн. руб., то обеспечение заявки не устанавливается.

Если она больше, то необходимо устанавливать следующим образом:
От 5 млн руб. До 20 млн руб. включительно – 0,5 - 1% НМЦК

Больше 20 млн руб. – 0,5 - 5% НМЦК

Управлением фиксируются нарушения в действиях заказчиков в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в закупках.

1) Пример: в инструкции указано, что при перечислении значений через символ «,» участнику закупки необходимо представить одно значение через указанный символ.

В Форме 2 заказчик установил требование: «температура 6,0». По мнению заказчика, участник закупки должен представить одно значение температуры «6» либо «0».

Трактовка такого рода требований неправомерна, так как в значении 6,0 отсутствует пробел, и данное значение относится к целому числу – 6. требования такого рода вводят участников закупки в заблуждение и нарушают положение статьи 64 Закона о контрактной системе.

Управлением фиксируются нарушения в действиях заказчиков в части установления требований к характеристикам размеров товаров.

Заказчик отклоняет заявки участников закупки за неправомерные расчеты, которые должен провести участник, в том числе такие как: вычисление оснований, расчеты площади, расчеты сечений.

Такие действия неправомерны, так как значения, которые указывает участник закупки должны соответствовать требованиям документации и соответственно потребностям заказчика. При этом, участники закупки не должны проводить расчеты и математические вычисления.

  • выявляет нарушения в действиях комиссии заказчиков в части неправомерного отклонения заявок на участия закупках.

Заказчики в закупочных документациях устанавливают требования к техническим характеристикам товаров, которые установлены в справочных разделах ГОСТ. При этом, участнику представляется возможным указать иные характеристики, так как согласно ГОСТу они могут быть установлены по согласованию с производителем товара.

Таким образом, отклонение заявок участников закупок за несоответствие ГОСТам, по которым характеристики товара являются справочными неправомерно и не соответствует положениям статьи 64 Закона о контрактной системе.

Управление выявляет нарушения в действиях заказчиков в части установления неправомерных требований к характеристикам товаров.

Заказчики в закупочных документациях устанавливают требования к техническим характеристикам товаров. При этом, данные товары отсутствуют в сметных расчетах и в объемах работ и услуг, установленных в документациях о закупках.

Следовательно, установление требований к товарам отсутствующих в указанных документах неправомерно и не соответствует положениям статьи 64 Закона о контрактной системе.

Управление планирует продолжить профилактические меры в части недопущения нарушений Закона о контрактной системе.

Для устранения препятствий, расширения круга участников Управлением планируется унифицировать формы документов, применяемых заказчиками на территории Московской области при проведении закупок на выполнение работ по благоустройству, на оказание услуг по техническому обслуживанию и на поставку продуктов питания.

Общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях – 300. Число привлеченных лиц к административной ответственности – 120. Общее количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности с января 2019 по настоящее время – 200 (общая сумма штрафов составляет 3 752, 5 тыс. руб.).

Из общего числа возбужденных дел об административных правонарушениях на 12 августа прекращено 76 дел, из них 71 дел прекращены в соответствии со статьей 2.9 КоАП по малозначительности правонарушения, а также 5 дел прекращены в соответствии со статьей 24.5 КоАП за отсутствием состава административного правонарушения.

Нормативно-правовое регулирование сферы государственных закупок охватывает широкий спектр правоотношений участников контрактной системы. Анализ практики нарушений законодательства о контрактной системе и ее разнообразие, продемонстрировали необходимость разработки комплекса рекомендаций, способствующих правильной квалификации нарушений в сфере закупок, выработке различных способов и приемов для организации процесса выявления и пресечения нарушений. В результате активного взаимодействия Управления и прокуратуры Московской области разработаны Методические рекомендации, которые одобрены Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Методические рекомендации носят практический характер, подготовлены в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства контрактной системы, содержат рекомендации по выбору методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления органами прокуратуры проверочных мероприятий.

 

Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений

На сегодня главной задачей, стоящие перед нашей службой является выявление и пресечение антиконкурентных соглашений, в том числе картелей.

Нет сфер экономической деятельности, где не были бы обнаружены сговоры. Это сговоры на строительстве зданий, дорог, мостов, ремонте жилых домов и мед. учреждений, это сговоры при покупке лекарств и медицинского оборудования, это сговоры на закупки и организацию общественного питания и транспортных услуг. Это невидимое систематическое воровство у граждан и государства.

По-прежнему наиболее распространёнными картельными соглашениями остаются сговоры на электронных аукционах, проводимых на нужды Московской области.

Их доля из всей массы картельных соглашений составляет более 95 %.

В 2019 года Московским областным УФАС России уже вынесено 15 решений, на основании вынесенных решений выдано 8 обязательных для исполнения предписаний. Все предписания, вступившие в законную силу исполнены.

При постоянно проводимой работе по выявлению картельных соглашений Управлением уже возбуждено более 20 дел о нарушении антимонопольного законодательства в части заключения соглашений, реализация которых привела к поддержанию цен на государственных электронных аукционах.

К сожалению, не уменьшается не только количество нарушений, но и их денежный объем.

В качестве примера можно обратиться к делу о нарушении антимонопольного законодательства на закупках Пенсионного Фонда России для своих отделений Московской области.

Проведя мониторинг и анализ торгов Управлением установлено, что в ходе аукционов на аренду автотранспорта на общую сумму более 183 млн рублей компании подали по одному ценовому предложению с незначительным снижением цены в 1% от НМЦК, что привело к поддержанию цен на закупках и свидетельствует об отказе организаций от конкурентной борьбы.

Управление, собрав полный пакет доказательств по данному делу вынесло решение о нарушении и привлекло хозяйствующих субъектов - участников картеля к административной ответственности в виде многомиллионных штрафов.

Важную роль в реализации задачи по выявлению картельных соглашений является не только собственная работа антимонопольного органа, но и общественный контроль и контроль со стороны заказчиков и организаторов торгов.

ПАО «Россети» обратилось в ФАС с информацией о подозрительных действиях нескольких компаний на торгах на поставку оборудования для нужд сетевых компаний на территории Московской области.

Материалы были переданы в Московское областное УФАС. В ходе анализа материалов установлено, что в ходе торгов, проводимых на электронной площадке
ПАО «Россети», участники аукционов отказались от конкурентной борьбы и действовали в интересах друг друга: обменивались информацией и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок и ценовых предложений с незначительным снижением цены.

Московское областное УФАС России признало обе компании виновными в заключении устного картельного соглашения и выдало им предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комментируя данные факты начальник Управление по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев отметил: «Сговор выявлен благодаря материалам госкомпании, обратившей внимание на подозрительное поведение участников торгов, которое могло стать причиной неэффективного расходования средств, - – Подобная инициатива, проявленная сотрудниками госкомпании, имеет прецедентное значение, и мы рассчитываем, что в дальнейшем такие инициативы от компаний будут системными».

Также с аналогичным заявлением, содержащим признаки картельного соглашения обратилась одно из структурных предприятий крупнейшей нефтепроводной компании ПАО «Транснефть». По данному факту, также возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и вынесено решение о признании двух компаний виновных в нарушении.

В настоящее время Управлением проводятся расследования по десяткам материалов и заявлениям, содержащих признаки картельных нарушений, проводиться активная самостоятельная работа.

Каждый потенциальный участник картеля должен помнить о неотвратимости наказания за данное правонарушение.

За заключение хозяйствующим субъектом картельного соглашения предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Московским областным УФАС России на основании части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в 2019:

- возбуждено боле 100 дел об административных правонарушениях;

- вынесено более 90 постановлений по делам об административных правонарушениях, на общую сумму 30 млн. рублей.

В бюджет Российской Федерации перечислено уже более 20 млн. рублей в виде штрафов за картельные соглашения.

Нельзя не упомянуть о том, что статьей 178 УК РФ за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами ограничивающего конкуренцию соглашения предусмотрена уголовная ответственность.

В 2018 году в Послании Федеральному Собранию Президент России указал, что нормы уголовного права должны жёстко действовать в отношении преступлений против экономических свобод и за нарушение конкуренции. Им были даны соответствующие поручения об организации взаимодействия правоохранительных и антимонопольных органов с целью пресечения картельных соглашений и других преступных посягательств на конкуренцию.

По результатам рассмотрения 5 дел о сговорах на торгах в 2018 – 2019 году, Управлением переданы материалы в правоохранительные органы, свидетельствующие о возможном совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 178 УК РФ.

В настоящее время готовятся еще кейсы материалов о картельных сговорах для направления в правоохранительные органы, также свидетельствующие о совершении преступлений в рамках 178 статьи УК РФ.

Впервые в практике Московского областного УФАС России по одному из направленных кейсов о картельных сговорах возбуждено уголовное дело.

Уже существует и судебная практика уголовного преследования за картельные соглашения.

31 июля 2019 года Самарский районный суд г. Самары огласил приговор по уголовному делу в отношении должностных лиц двух хозяйствующих субъектов и министерства здравоохранения Самарской области.

Ранее следствие предъявило директору одной из компаний и его заместителю обвинение в покушении на картель с извлечением особо крупного дохода, а также бывшему замминистра Минздрава Самарской области, руководителю управления организации обеспечения медицинской техникой Минздрава Самарской области. Кроме того, должностным лицам Минздрава Самарской области было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.

Суд пришел к выводу о доказанности вины подсудимых. Директор одной из фирм приговорен к 3,5 годам колонии общего режима, его заместитель к 2,5 годам условно, инженер к 2 годам условно, бывший замминистра здравоохранения к 3 годам колонии общего режима, бывший руководитель управления организации обеспечения медицинской техникой Минздрава Самарской области - к 2,5 годам условно, представителей фирм - к 2 годам условно.

Рост числа картельных сговоров, их проникновение в стратегические и жизненно важные сферы деятельности государства, составляющие основу безопасности страны, требуют соответствующих мер.

Утвержденная межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы призвана консолидировать усилия и ресурсы органов власти для отстаивания национальных интересов Российской Федерации и создать единую практику по предотвращению сговоров и антиконкурентных соглашений.

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия и координации совместных действий по вопросам противодействия преступлениям и правонарушениям в сфере экономики, укрепления законности при реализации национальных проектов и оперативного взаимодействия по пресечению запрещенных антимонопольным законодательством соглашений, совместным распоряжением от 02.07.2019 создана межведомственная рабочая группа в составе сотрудников прокуратуры Московской области, Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области, Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной налоговой службы по Московской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, Управления Федерального казначейства по Московской области, Главного контрольного управления Московской области.

В рамках созданной межведомственной рабочей группы 15.07.2019 состоялось совещание, на котором участниками обсуждались следующие вопросы:

- состояние законности и работы правоохранительных и контролирующих органов по пресечению правонарушений при реализации национальных проектов;

- проблемные вопросы при реализации правоохранительными и контролирующими органами Московской области регламента Федерального казначейства по взаимодействию при осуществлении бюджетного мониторинга и казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета;

- раскрытие картелей и проблемные вопросы при реализации полномочий по противодействию запрещенным законодательствам соглашений.

Также, на совещании межведомственной рабочей группы всеми участниками приняты, ранее подготовленные прокуратурой Московской области и Московским областным УФАС России, «Методические рекомендации по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правоохранительными органами ограничивающих конкуренцию соглашений (картеле), запрещенных антимонопольным законодательством». Данные методические рекомендации переданы всем участникам межведомственной рабочей группы.

Усовершенствована работа с Федеральной службой судебных приставов Москвы и Московской области.

На базе ГИС ГМП внедрена межведомственная единая электронная система подачи заявлений в Федеральную службу судебных приставов.

Теперь не надо тратить бумагу и время на почтовые отправления и пересылки документов, теперь заявления направляются в электронном виде с цифровой подписью. На весь процесс отправки одного заявления уходит 10-15 минут.

Эффективность данной системы была проверена сразу же после ввода в эксплуатацию, уже через неделю Федеральной службой судебных приставов было взыскано 4 не оплаченных штрафа.

Подводя итог по указанному вопросу можно отметить, что антикартельное законодательство в настоящее время все больше адаптируется к новым реалиям.

ФАС России фиксирует активное использование бизнесом новых цифровых возможностей для осуществления противоправной деятельности.

В практике ФАС уже есть примеры использования различных компьютерных программ для заключения и реализации антиконкурентных соглашений.

Рассмотрены ряд картельных дел о сговорах на торгах с использованием аукционных роботов и компьютерных программ.

В ФАС России – создана программа «Большой цифровой кот».

С его помощью предполагается осуществлять контроль за проведением аукционов и выявлять антиконкурентные соглашения. Программа будет работать, в том числе на базе информационной системы закупок и других источников данных: СМИ, электронных торговых площадок, открытых источников информации и прочих. В данный момент программа проходит тестирование. Скоро она поступит и в Московское областное УФАС России.

Необходимо менять законодательство, привести в соответствие с современными реалиями законодательство о тайне связи, пересмотреть подходы к картельным иммунитетам в отношении подконтрольной группы лиц и определить критерии допустимости координации экономической деятельности с использованием цифровых платформ.

 

Контроль органов власти

За отчетный период в отдел контроля органов власти поступило более 290 жалоб, поданных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Из них большинство (95 жалоб) на конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, на торги на право аренды земельного участка, на торги по продаже имущества должника (законодательство о банкротстве) и на торги по приватизации муниципального имущества. Подано с нарушением требований статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - 88 жалоб и 41 жалоба перенаправлена в другие территориальные органы по подведомственности.

По указанным жалобам выдано 34 предписания, 24 исполнено, 6 не исполнено (рассматриваются дела об административных правонарушениях), срок исполнения остальных не истек.

Стоит отметить, что в большинстве случаев предписания исполняются сразу, в отдельных случаях (как правило в спорных моментах и при проведении торгов по продаже имущества должника) предписания исполняются после их судебного обжалования.

За истекший период выдано 17 предупреждений, 14 из которых о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции). Предупреждения в стадии исполнения.

Всего за 3 квартала возбуждено 16 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 6 из которых по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, 8 по признакам нарушения части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Дела по статье 15 Закона о защите конкуренции возбуждены в связи с неисполнением предупреждения о прекращении действий, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства на рынке управления многоквартирными домами; издании актов, ограничивающих конкуренцию и при распоряжении земельными участками.

Дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 возбуждено по материалам, поступившим из органов прокуратуры.

Возросло количество заявлений, поступающих на нарушения органами власти требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», равно как и количество возбужденных дел по признакам антиконкурентных соглашений органов власти с хозяйствующими субъектами.

Всего за 3 квартала возбуждено 50 дел об административных правонарушениях, из них 10 по статье 19.8 КоАП, 12 по статье 14.9 КоАП, 9 по статье 19.5 КоАП, 8 по статье 7.32.4, 10 по статье 14.32 КоАП и 1 по статье 20.25 КоАП.

В целом стоит отметить, что большинство нарушений антимонопольного законодательства, как по делам о нарушении антимонопольного законодательства, так и по жалобам, поданным в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, связаны с рынком управления многоквартирными домами, которые выражаются в следующем.

  1. Непроведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода его в эксплуатацию.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию провести соответствующий конкурс. Однако, на практике отдельные муниципальные образования торги не проводят, что приводит к тому, что дом управляется назначенным застройщиком хозяйствующим субъектом.

Причинами задержек в проведении конкурса указывается отсутствие технической документации на многоквартирный дом, что по мнению органа местного самоуправления лишает его возможности сформировать конкурсную документацию.

Вместе с тем, все обязательные к указанию в конкурсной документации данные могут быть получены органом местного самоуправления как от органов строительного контроля, так и путем самостоятельного ознакомления с многоквартирным домом (например, количество окон, лестничных пролетов и т.п.).

  1. Нарушения при распоряжении земельными участками для коммерческого строительства.

Порядок распоряжения земельными участками для строительства определен Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе случаи, при которых возможно продление срока аренды земельного участка по ранее заключенному договору.

При этом иногда встречаются вольные трактовки органов местного самоуправления при принятии решения о продлении срока аренды земельного участка.

Указанная проблема может быть решена только повышением правовой грамотности и изучением практики антимонопольных органов по соответствующему вопросу.

  1. Возросло количество заявлений и возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанного с антиконкурентными соглашениями органов власти и хозяйствующих субъектов. По всем выявляемым фактам проводится проверка и в случае их подтверждения при применении мер административной ответственности материалы на должностных лиц направляются в суд для принятия решения о дисквалификации должностных лиц, совершивших соответствующие нарушения.
  2. Формируется практика применения новых Правил проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Из основных нарушений можно выделить нарушения при формировании полного и достоверного описания предмета конкурса (многоквартирного дома) и нарушения при применении величины снижения стоимости услуг управляющей организации.

При привлечении к административной ответственности основное внимание уделяется вопросам, связанным с верным установлением времени и места совершения административного правонарушения и доказыванию события и состава административного правонарушения.

Аналогичные вопросы также исследуются судами при обжаловании вынесенных постановлений.

При этом если по составам, указанным в статьях 19.8 КоАП и 19.5 КоАП практика не требует особого уточнения, достаточно верно установить дату совершения административного правонарушения, то по составам административных правонарушений по статьям 14.9, 7.32.4 и 14.32 КоАП особенно важно досконально изучить степень вины каждого из привлекаемых лиц.

 

Контроль за рекламной деятельностью

За период с января 2019 года по настоящее время надзор в сфере рекламной деятельности осуществлялся путем рассмотрения обращений юридических, физических и иных лиц; мониторинга рекламы в средствах массовой информации; мониторинга наружной рекламы.

Значительная работа была проведена по выявлению и пресечению нарушений Закона о рекламе при распространении рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение и в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В 3 квартале 2019 года в Московское областное УФАС России на рассмотрение поступило более 150 обращений, указывающие на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В ходе рассмотрения заявлений Управлением по выявленным фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в текущем периоде возбуждено 12 дел (за аналогичный период 2017 году – 9 дел, за аналогичный период 2018 году – 6 дела) по 50 обращениям даны ответы о необходимости подачи обращения в соответствии с требованиями Административного регламента либо отказы в возбуждении дела, поскольку в ходе проверки и анализа указанных доводов и полученной информации (сведений) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердились.

Вместе с тем, в отчетном периоде по сравнению с предыдущими годами наблюдается существенное снижение количества поступающих в Московское областное УФАС России обращений, указывающих на признаки нарушения в сфере распространения рекламы (СМС-рекламы) по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, что является следствием как применения антимонопольными органами мер административного воздействия, так и проводимых мероприятий, в том числе с участием операторов подвижной радиотелефонной связи, в рамках которых обсуждались возможные меры, принятие которых позволит сократить количество поступающего на абонентские номера СМС-спама.

В 3 квартале 2019 года вынесено 13 решений о нарушении Закона о рекламе в том числе 3 решения о нарушении Закона о рекламе при размещении рекламы на платежных документах, 2 решения о нарушении Закона о рекламе при размещении рекламы на автотранспортном средстве, 1 решение о нарушении Закона о рекламе при трансляции телепередач, остальные решения о нарушении Закона о рекламе при распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.

Как следует из анализа поступающих обращений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, наибольшее количество нарушений приходится на ст. 18 Закона о рекламе при распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.

В рамках надзора за соблюдением части 1 статьи 18 Закона о рекламе Московским областным УФАС России в 3 квартале 2019 года вынесено более 50 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований.

В Московской области ведется активная борьба с незаконно установленными рекламными конструкциями. За 3 квартала 2019 года Управлением было выдано 10 предупреждений по признакам нарушения антимонопольного законодательства при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В результате демонтировано 93 незаконно установленных рекламных конструкций.

Всего за 3 квартала 2019 года вынесено 28 постановлений о привлеченных к административной ответственности за нарушение Закона о рекламе. Общая сумма штрафов составляет 5 млн рублей. Из них в бюджет Российской Федерации перечислено уже более 2 млн рублей.

 

Контроль в области недобросовестной конкуренции

В рамках выявления и пресечения фактов недобросовестной конкуренции за 3 квартал 2019 года в Московское областное УФАС России поступило 15 заявлений о нарушении статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения поступивших обращений в 3 квартале 2019 года было возбуждено 5 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и выдано 6 предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Также в 3 квартале 2019 года Управлением вынесено 1 решение о выявлении нарушений антимонопольного законодательства по делам возбужденным в предыдущем периоде.

Общее количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства за 3 квартала 2019 года – 30 постановлений на общую сумму штрафов – 2 млн рублей. Из них перечислено в бюджет более 500 тыс. рублей. Остальные находятся в стадии добровольного исполнения.

 

Контроль за торговой деятельностью

В 3 квартале 2019 дела о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках контроля за торговой деятельностью, не возбуждались, проверки
в отношении хозяйствующих субъектов не проводились.

В мае 2019 года Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал позицию Управления по делу о нарушении ООО «О’КЕЙ» (торговая сеть «О’кей») Закона о торговле. В рамках дела комиссией Управления было установлено, что ООО «О`КЕЙ» устанавливало поставщику требования
о пересмотре в сторону уменьшения ранее согласованных цен
на поставляемые товары под угрозой прекращения договорных отношений
в случае отказа от их принятия. По результатам Общество было признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 13 и подпункт «е» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», также выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, предписание Обществом не выполнено, Общество привлечено
к административной ответственности и назначен новый срок исполнения предписания.

Также, за отчетный период в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрена 1 жалоба на действия (бездействия) при организации
и проведении торгов (электронных аукционов)
, по результатам рассмотрения которой организатору торгов выдано предписание. В настоящий момент предписание находится в стадии обжалования.

За прошедшие периоды возбуждено 19 дел об административных правонарушениях из них: 10 дел по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, 5 дел
по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, 2 дела по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ,
1 дело по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ и 1 дело по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Отказы в привлечении подконтрольных субъектов и (или) их должностных лиц к административной ответственности в третьем квартале 2019 года отсутствовали.

Кроме того, решения, действия (бездействие) должностных лиц
в административном порядке не обжаловались.

В отчетном периоде предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований не объявлялись.

 

 

Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Московского областного УФАС России за 3 квартал 2019 года.

 

1. Статистика случаев судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Московского областного УФАС России.

За третий квартал 2019 года в пользу Управления было вынесено 131 судебное решение. Отрицательных решений – 12 (9 %).

2. Тематические группы (по видам/типам оспариваемых решений, действий (бездействия)).

Большинство заявлений в суд об обжаловании решений Управления занимают закупки, достаточно большая доля заявлений об обжаловании постановлений, вынесенных на основании нарушения юридическими лицами Закона о защите конкуренции

Закупки (Федеральные законы
№ 44-ФЗ и
№ 223-ФЗ)

Антимонопольные дела (Федеральный закон № 135-ФЗ)

Постановления о привлечении
к административной ответственности

135-ФЗ

38-ФЗ

381-ФЗ

126

50

23

5

1

В 3 квартале 2019 года отсутствуют решения судов, которые влияют на текущую практику контрольно-надзорной деятельности Московского областного УФАС России.

Судебные решения, которыми отменялись решения Московского областного УФАС России выносились в связи с различием в оценке рассмотренных обстоятельств.

 

 

Приложенные файлы
ДОКЛАД082019-1567092909.pdf (4,6 МБ)
Наверх